«…Наши сотрудники ездили в командировку. Руководство посчитало, что дешевле им будет жить не в гостинице, а снять квартиру у частника. Работники сняли квартиру, составили договор, заплатили деньги и взяли с арендодателя расписку. На основании этой расписки мы включили стоимость аренды в расходы. Меня беспокоит, не является ли в этом случае компания налоговым агентом по НДФЛ в отношении этого арендодателя – физического лица? То есть нужно было с него удерживать НДФЛ?..»
Из письма главного бухгалтера Елены Беляковой, г. Дубна
Елена, все зависит от того, с кем был заключен договор аренды – с компанией или с командированными работниками. Если с компанией, то она будет налоговым агентом. Если же договор был заключен непосредственно с сотрудниками, то, по мнению налоговиков, у компании нет обязанности удерживать налог у арендодателя – физического лица.
Кирилл Котов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, приводит два возможных сценария:
– Если договор с арендодателем был заключен от имени компании, тогда, конечно, она является налоговым агентом на основании пункта 2 статьи 226 НК РФ. Поэтому она должна удержать из дохода этого физического лица НДФЛ и заплатить его в бюджет не позднее следующего дня после ее удержания. Основание – пункт 6 статьи 226 НК РФ. Если же она этого не сделала или не смогла сделать, необходимо в течение месяца сообщить о невозможности удержать НДФЛ в инспекцию по месту своего нахождения, как сказано в пункте 5 статьи 226 НК РФ. Совсем другая история, если работники заключили договор от своего имени. Тогда компания налоговым агентом являться не будет. А арендодатель – физическое лицо сам должен заплатить налог. Это подпункт 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ.
Роберт Гурдюмов, старший юрист компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и Налоговый консалтинг», уверен, что поскольку договор заключали командированные сотрудники и компания фактически не вступала в отношения с наймодателем, не заключала с ним договор и не платила ему, то организацию нельзя признать в данном случае налоговым агентом:
– Компания в такой ситуации не является налоговым агентом, поскольку не выполняются критерии отнесения к таковым, предусмотренные статьей 226 НК РФ. Более того, положениями статьи 228 НК РФ установлено, что физические лица по доходам от договоров найма или аренды самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ. Поэтому, если командированные работники самостоятельно заключили договор найма квартиры с физическим лицом, то у компании нет обязанности по удержанию НДФЛ с доходов наймодателя. Равно как нет обязанности по представлению сведений о невозможности удержания налога, поскольку прямого указания на это в законодательстве нет.
Но Наталья Бурова, налоговый консультант ООО «МаркПриор», напротив, считает, что в любом случае, даже если договор работники заключили самостоятельно, но компания включила эту аренду у себя в расходы, она будет налоговым агентом арендодателя:
– Пункт 2 статьи 226 НК РФ требует от компании перечислять налог со всех доходов налогоплательщика, источником которых она является. За исключением доходов, указанных в статьях 214.1, 227, 228 НК РФ. Поэтому в данном случае компания признается налоговым агентом в отношении арендодателя, ведь фактически это ее деньги заплатили командированные сотрудники, и соответственно должна перечислить в бюджет НДФЛ с доходов арендодателя. Аналогичная точка зрения представлена в письме Минфина России от 07.04.09 № 03-04-06-01/83.
Мы согласны с Кириллом Котовым, что все в данном случае будет зависеть от условий договора. Если договор заключен с арендодателем от имени работника, собственник квартиры должен заплатить налог на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ, ведь работник налоговым агентом не является.
Кстатим, отметим, что ситуация, когда договор заключен от имени компании, тоже не так однозначна. Некоторые судьи ставят обязанность выступать налоговым агентом в зависимость от того, было ли в договоре аренды условие о том, что компания должна будет удержать и перечислить НДФЛ в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.07.08 № Ф04-4605/2008(8854-А03-27)).