Статья поможет провести анализ отчет о финансовых результатах, а также выделить факторы, которые повлияли на прибыль компании.
Как составить отчет о финансовых результатах
Анализ отчета о финансовых результатах: способы
Выделяют два способа, с помощью которых можно проанализировать отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытка): горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах. Иначе его еще называют трендовый анализ или анализ временных рядов отчета о финансовых результатах. Его суть ‑ отследить динамику изменения показателей во времени. Для этого рассчитывают абсолютные и относительные отклонения.
Чтобы избежать частых ошибок при подготовке отчета, мы подготовили инструкцию и таблицу советов при подготовке отчета о финансовых результатах — ОФР. Эти материалы помогут составить отчет по счетам учета и подскажут, в какой оценке отражать показатели ОФР.
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах. Другое его название – структурный анализ отчета о финансовых результатах. Смысл анализа в том, чтобы оценить соотношение между отдельными составляющими отчета и выявить их вклад в формирование прибыли/убытка.
Вертикальный метод анализа отчета о прибылях и убытках характеризует, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.
Оба вида анализа также позволяют оценить риски в отчете о финансовых результатах.
Чтобы проанализировать отчет о финансовых результатах, преобразуйте его в аналитическую таблицу. Добавьте столбцы для горизонтального и вертикального анализа.
Ряд компании частично освободили от сдачи финансовой отчетности. Президент подписал документ, который облегчает работу бухгалтера.
Анализ отчета о финансовых результатах: пример с выводами
№ |
Показатель |
Отчетный год, тыс. руб. |
Предыдущий год, тыс. руб. |
Горизонтальный анализ |
Вертикальный анализ по годам, % |
|||
тыс. руб. |
% |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение доли |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||
3 |
Выручка |
600 000 |
650 000 |
-50 000 |
-7,69 |
100,00 |
100,00 |
– |
4 |
Себестоимость |
445 000 |
480 000 |
-35 000 |
-7,29 |
74,17 |
73,85 |
0,32 |
5 |
Валовая прибыль |
155 000 |
170 000 |
-15 000 |
-8,82 |
25,83 |
26,15 |
-0,32 |
6 |
Коммерческие расходы |
50 000 |
45 000 |
5000 |
11,11 |
8,33 |
6,92 |
1,41 |
7 |
Управленческие расходы |
94 025 |
115 000 |
-20 975 |
-18,24 |
15,67 |
17,69 |
-2,02 |
8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
10 975 |
10 000 |
975 |
9,75 |
1,83 |
1,54 |
0,29 |
9 |
II. Прочие доходы и расходы |
|||||||
10 |
Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
– |
|
|
|
11 |
Проценты к уплате |
1500 |
1500 |
0 |
0,00 |
0,25 |
0,23 |
0,02 |
12 |
Доходы от участия в других организациях |
|
0 |
|
|
– |
|
|
13 |
Прочие доходы |
6500 |
5200 |
1300 |
25,00 |
1,08 |
0,80 |
0,28 |
14 |
Прочие расходы |
2800 |
1700 |
1100 |
64,71 |
0,47 |
0,26 |
0,21 |
15 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
13 175 |
12 000 |
1175 |
9,79 |
2,20 |
1,85 |
0,35 |
16 |
Текущий налог на прибыль |
2635 |
2400 |
235 |
9,79 |
0,44 |
0,37 |
0,07 |
17 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
10 540 |
9600 |
940 |
9,79 |
1,76 |
1,48 |
0,28 |
Выводы по таблице отчета о финансовых результатах
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках показал следующее. Коммерческие расходы увеличились на 5 000 тыс. руб. (на 11,11%), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 50 000 тыс. руб. (7,69%) и 15 000 тыс. руб. (8,82%). Это свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не привели к росту продаж. Возможно, без стимуляции спроса выручка была бы еще ниже.
По данным отчета, в компании прошла оптимизация управленческих расходов – они сократились на 20 975 тыс. руб. (18,24%). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 975 тыс. руб. (9,75%). Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени – на 9,79 процента. Это показало, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках показал следующее. На сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 процента доли себестоимости продукции в выручке компании. Здесь мог сказаться рост затрат на сырье и материалы, если, например, компания приобретала их за рубежом за валюту, или же снижение торговой наценки.
Рентабельность продаж сократилась на 0,32 процента. В то же время общая рентабельность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности демонстрируют положительную динамику за счет увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Таким образом, решение сократить управленческие расходы было своевременным и правильным.
Также читайте: Аудит достоверности показателей отчета о финансовых результатах